Грибной Оснос

История о том, как один крупный топ-менеджер решил накормить земляков солеными грибами из диких российских лесов

У Архангельска не получилось

Владимир Оснос – человек многогранный.

Он умудряется вдохновенно рассказывать о могуществе леса в Коми с его груздями и белыми грибами, а через пару минут переключается на коммерческую терминологию и рассуждает про «вэлью от директ-сейлза».

В конце 2013 года Оснос основал в Санкт-Петербурге компанию «Ферма 1913», которая сегодня поставляет соленые грибы в магазины «ВкусВилл» – рыжики, маслята, белые грибы и грузди.

Прежде чем открыть производство, Владимир лично объехал пол России и составил грибную карту страны. Накопленными знаниями Владимир охотно делится, но всех тайн, конечно, не выдает.

– Белый груздь – это царский гриб, который нужно уметь правильно приготовить, – объясняет Владимир, пока мы едем на производство. – Например, его прекрасно солят жители республики Коми, у них он получается красивым и правильным. А вот в Архангельской области грузди не получаются. Я погрузился в изучение этого вопроса и пришел к выводу, что дело в отношении. Архангелогородцы не уважают груздь, не трясутся над ним, не соблюдают традиций. А в Коми – почитают. Вот и результат.

Для каждого региона у Осноса готов свой вердикт. Волнушка хорошо получается у жителей Карелии, рыжик и белый гриб вкусно солят томичи и пермяки. В этом и заключается вся суть компании «Ферма 1913»: искать лучших по всей стране и предлагать лесной продукт жителям мегаполиса.

Кажется, что просто? Тогда попробуйте сами. Быстро поймете, почему конкурентов у Осноса на этом рынке пока нет.

Сел и поехал

В «дикорастущий» бизнес Владимир пришел с серьезным топ-менеджерским опытом. За плечами – годы работы коммерческим директором, начиная c компании «Coca-cola», заканчивая концерном по производству оружия «Ижмаш».

Из мира дорогих костюмов, личных водителей и престижных ресторанов Осноса выдернули обстоятельства. Он не смог закрыть глаза на произвол, который творился на его последнем месте работы и вынес сор из избы. В корпоративном бизнесе это называется обдуманным самоубийством.

Вернуться в мир корпораций было невозможно, поэтому Владимир задумался о реализации своей давней мечты: дать дорогу российским дикоросам на российский же рынок. Просто сделать это цивилизованно, чтобы быть интересным продуктовым сетям типа «ВкусВилла».

Он с детства любил природу и очень хорошо разбирался в грибах. На основе этих знаний он составил маршрут и отправился в большое путешествие по России.

Съездил не зря. Во-первых, набрался сил и отдохнул душой. Во-вторых, в каждом регионе завязал нужные контакты со сборщиками грибов. В-третьих, составил грибную карту, которой пользуется до сих пор.

Из путешествия Оснос вернулся не с пустыми руками. В Сибири он нашёл 2 тонны отборных белых грибов. Тогда еще не было никакого производства, поэтому начинающему предпринимателю пришлось фасовать дары леса на маленькой кухне в загородном доме.

Первую партию вкусных домашних грибов заказала известная питерская сеть. Владимир загрузил свой джип грибами и развез их по магазинам. Накладную №1 от 29 декабря 2013 года Оснос хранит в рамке в кабинете, как свидетельство того, что это был не сон.

– Раньше, когда я читал в деловых журналах истории успеха разных предпринимателей, всегда смеялся над их рассказами в стиле «сам сел в машину и поехал продавать». Мне казалось это такой неправдоподобной чушью, – хохочет Владимир. – Как говорится, кто бы знал…

А уже утром 7 января 2014 года закупщик этой сети позвонил Осносу и настойчиво потребовал ещё грибов, так как всю предыдущую партию раскупили. Так началась история успеха компании «Ферма 1913».

Хитрый рыжик

Все грибы, которые из разных регионов России попадают на производство компании, Оснос сертифицирует и проверяет в лаборатории. Лесной гриб невозможно вырастить искусственно в теплице, ускорить его рост удобрениями, но безопасность в случае с дикоросами является основным фактором. Владимир это прекрасно понимает.

Грибы приходят уже готовыми вот в таких емкостях, и некоторое время хранятся на охлаждаемом складе.

Поскольку грибы соленые, а не маринованные, в них минимум компонентов. Нет уксуса, сахара, черного перца, что положительно сказывается на вкусе самого гриба.

На производстве много ручного труда.

С одной стороны – это минус. Где человек, там всегда есть место ошибке. С другой – только так получается создавать живой продукт, не убивая грибы стерилизацией и стандартизацией ради автоматической фасовки.

Грибы промывают, заливают новым рассолом, добавляют чеснок, укроп и смородиновые листья.

От партии к партии количество соли может варьироваться, поэтому на производстве в спорных случаях прибегают к помощи солемеров. Они замеряют количество соли и позволяют контролировать её не на глаз, а доверясь цифрам.

– Не могу сказать, что грибы – это капризный продукт. Но внимание к себе они любят, – улыбается директор производства Алексей Корягин. – Взять те же рыжики. Во многих регионах они недооценены, хотя являются самым настоящим деликатесом. Но их очень легко можно испортить, переборщив с солью, передержав в бочке. Они просто теряют вкус, цвет, аромат и перестают хрустеть.

Кстати, в некоторые грибы, например, в белые, по рецептуре добавляется лимонная кислота. Делается это для того, чтобы сохранить красивый вид гриба. Без лимонки белый гриб становится зеленым и отпугивает покупателей.

С компанией «Ферма 1913» работает большое количество ресторанов Санкт-Петербурга. Для них отгружаются те же самые грибы, только в более крупной фасовке.

А вот первая экспериментальная партия белых грибов, рыжиков и волнушек, которая сегодня ночью отправится на самолете в Нью-Йорк.

Сильно забегать вперед не хочется, но у Осноса есть все шансы накормить русскоговорящую диаспору в Америке отечественными грибами из глухих лесов нашей родины. Для тех, кто остро соскучился по березкам, но скучать предпочитает на другом континенте.

Все в лес!

– Работать с газировкой, конечно, проще, чем с грибами, – вздыхает Владимир Оснос. – Газировку произведут всегда, а грибы могут просто не вырасти. Поэтому я постоянно нахожусь на пороховой бочке, ведь мой успех зависит от природы, а предсказать ее поведение невозможно. Раньше мне приходилось оптимизировать бизнес-структуру и увольнять по несколько сотен человек за один раз, но даже тогда я спал крепче, чем сейчас.

Однако дороги назад нет, и это Владимир прекрасно понимает. Поэтому весь следующий сезон планирует провести в расширении географии своих грибников-поставщиков. Чем больше регионов, тем больше грибов и шансов, что неурожай в одной области не станет черным днем для всей компании.

Заработок на дикоросах дается непросто, но рынок требует расширения ассортимента и увеличения объемов продаж. Пример компании «Ферма 1913» наглядно демонстрирует секрет успеха: зарабатывать и развиваться удается тому, кто при минимальном вмешательстве в дары природы умеет быстро и четко «доставить» продукт из леса на полку в супермаркете.

Кто знает, быть может Владимир Оснос не последний топ-менеджер крупной корпорации, который плюнет на все и пойдет делать что-нибудь прекрасное. В единении с природой и гармонией с собой.

ООО "Ферма 1913"

Комментарии

Ульяновск

если у Вас поставщики грибов из Ульяновской области?

111222

Прекрасная история, даже лесом запахло из монитора! Обязательно попробую эти грибы Smile

Юлия Зорина

Очень вкусные у вас грибы, спасибо и успехов!